Статья Мориса Марки, журнал «Либерти», Редактор Фултон Аурслер, 1939 год.
Есть ли надежда для закоренелых пьяниц? Исцеление на грани чудесного — и это работает! За двадцать пять или тридцать центов мы можем купить стакан жидкости, которая приятна на вкус, и даже небольшое количество которого содержит в себе большой запас тепла и приятного общения, вдохновения, освобождения от сиюминутных забот и тревог. И этот напиток – конечно же, виски. Виски — один из самых щедрых даров природы человеку, и в то же время одна из его самых трудно распознаваемых проблем. Это проблема, потому что, как и в отношении многих других благ, человек не знает, как ими разумно распоряжаться. Чтобы решить ее, проводилось множество экспериментов. Самым кошмарным из них был «Сухой закон»*, который оставил глубокие шрамы на моральных устоях и нравах нашего народа. Миллионы долларов были истрачены филантропами и «крестоносцами за правое дело», чтобы распространить доктрину о воздержании. И в наше время самые ответственные из производителей алкогольных напитков призывают нас потреблять свои товары ответственно, в меру.
Но для определенного ограниченного числа наших соотечественников ни запрет, ни мудрые предостережения насчет разумного потребления алкоголя не имеют никакого смысла, потому что они беспомощны перед ним, ведь дело доходит до подчинения ему. Я говорю об настоящих алкоголиках, и прежде, чем говорить что-то еще, я должен лучше объяснить, что этот термин означает.
Чтобы дать медицинское определение термина, я процитирую выдающегося врача, который двадцать пять лет занимался лечением таких людей в одной из лучших частных клиник: «Мы полагаем, …,, что действие алкоголя на этих хронических алкоголиков – есть проявление аллергии; что этот феномен необузданной тяги к алкоголю проявляется только среди определенной группы людей и никогда не наблюдается у кого-либо, кто умеренно потребляет алкоголь. Люди, подверженные этой аллергии, никогда и ни в какой форме не могут без вреда для себя потреблять алкоголь». Они, продолжает он, обладают физическими и умственными особенностями, которые препятствуют сознательному контролю над своими собственными действиями. Они страдают, как говорят некоторые врачи, «неврозом навязчивых состояний». “Эти люди знают, что алкоголь вреден для них, но периодически, ими движет сильнейшее и полностью неподконтрольное желание выпить. И после того, как они выпивают тот первый стаканчик, – да хоть потоп случись”.
Эти люди действительно больны. Алкогольная привычка в их случае — это не порок. Это специфическая болезнь тела и ума, и лечить ее следует соответствующим образом.
До сих пор наиболее успешным является лечение, которое практикуется в больнице главврача, упомянутого мной ранее. Этот метод не держится в секрете и имеет положительное заключение медиков профессионалов. В сущности, он представляет собой процесс обезвоживания: удаление вредных токсинов из всех частей тела, быстрее, чем, если бы это происходило естественным путем. Спустя пять или шесть дней — максимум, две недели — тело пациента целиком освобождается от алкогольных ядов. А это значит, что физическая тяга полностью устранена, потому что тело требует алкоголь только тогда, когда алкоголь уже есть там. Пациент не чувствует отвращения к виски. Его он попросту не интересует. Он выздоровел. Но погодите. Окончательно ли он излечился? Вот что говорит наш доктор: “Хотя общее число вылеченных психиатрами значительно, мы, врачи, должны признать, что нам не так уж много удалось сделать по отношению к проблеме в целом. Многие типы больных не поддаются обычному психологическому подходу. Я не согласен с теми, кто полагает, что алкоголизм целиком и полностью является проблемой сознательного контроля. У меня было много пациентов, которые, например, месяцами работали над какой-либо проблемой или деловой операцией, которая должна была завершиться в определенный день… . За день-два до этой даты по причинам, которые они в последствии не могли объяснить, они выпивали…и важная сделка срывалась. Эти люди пили не для того, чтобы уйти от реальности. Они пили, чтобы избавиться от тяги, не поддающейся никакому сознательному контролю”.
“Классификация типов алкоголиков представляется весьма трудным делом. Существуют, конечно, психопаты, которые эмоционально неустойчивы… . Они чрезмерны в самобичевании, принимают множество решений на словах, но никогда не претворяют их в дела.
Есть тип человека, который не хочет признавать, что он не может пить, так как другие люди. Он идет на различные уловки лишь бы выпить: он меняет сорта спиртного или окружающую обстановку, пьет только после еды. Но ничего из этого не помогает ему обрести контроль над выпивкой и начать пить как другие здоровые люди”.
“Все они, а также многие другие, имеют один общий симптом: как только они начинают пить, у них возникает феномен тяги… Единственное средство, которое можно рекомендовать, — это полное воздержание”. Но способны ли эти несчастные люди воздерживаться от употребления алкоголя силой мысли? Их тела можно освободить от тяги. Можно ли излечить их психику? Могут ли они избавиться от смертельного «невроза навязчивых состояний»?
Среди медиков, похоже, сложилось общее мнение, что хронические алкоголики обречены…
Хотя,погодите!
В течение последних четырех лет появились свидетельства, поразившие даже видавших виды медиков, доказывающие, что невроз навязчивых состояний можно полностью элиминировать. Возможно, вы один из тех циничных людей, которые отвернутся, когда я скажу, что корнем этого нового открытия является религия. Но побудьте терпеливыми одно мгновение. Около трех лет назад в Нью-Йоркской больнице, где уже знакомый нам доктор является главврачом, появился человек. Это был его третий “курс лечения». С момента своего первого визита в эту клинику он потерял свою работу, друзей, здоровье и самоуважение. Он жил на зарплату своей жены.
Он испробовал все методы, который смог найти, чтобы вылечить свою болезнь: прочитал все великих философов и психологов. Он обращался и к религии, но просто не смог принять ее. Религия, казалась ему, была оторвана от реальности и не была ориентирована на личность.
Он прошел третий курс лечения как обычно, но был в очень подавленном настроении. Он лежал в постели, лишенный жизненных сил и каких-либо мыслей, как вдруг, странная и совершенно неожиданная дрожь пронизала все его тело и разум. Он позвал врача. Когда врач пришел, мужчина посмотрел на него и улыбнулся.
«Ну, док, — сказал он.- Мои беды закончились. Я обрел религию». «Ты? Ты последний человек, от которого я ожидал этого …» «Да, я знаю. Но я обрел ее. И я знаю, что я покончил со всеми этими алкогольными проблемами навсегда”. Он продолжал говорить об этом с чувством восторга в течение некоторого времени, а затем добавил: “Послушайте, док. Я должен поговорить с другим пациентом – с тем, от которого собираются уже отмахнуться».
Врач колебался. Все это попахивало сумасшествием. Но, в конце концов, он согласился. Так зародилось движение Анонимных Алкоголиков, которое в настоящее время развивается с почти сенсационным успехом.
Вот как это работает:
Каждый член группы – а именно, каждый человек, который был спасен, — обязан продолжить начатую работу, чтобы спасти других больных. И это, в действительности, является фундаментальной частью его собственного ментального исцеления. Он обретает силу и уверенность посредством активной работы с другими жертвами алкоголизма. Он находит алкоголиков среди знакомых, в лечебных учреждениях, интересуется ими у проповедников, священников или врачей. Он начинает разговор со своим новым знакомым с рассказа об истинной природе его заболевания и о том, насколько ничтожны его шансы на полное излечение.
Когда ему удается убедить человека, что тот является настоящим алкоголиком и ему никогда не следует пить снова, он продолжает: «Вам лучше признать, что эта вещь (алкоголь) вне вашего контроля. Вы пытались решить эту проблему самостоятельно, но у Вас ничего не получилось. Почему бы не перепоручить все это в руки Кого-то Другого?»
Даже, несмотря на то, что тот человек может считать себя атеистом или агностиком, он почти всегда признает, что существует некая сила — космическая энергия, которая определяет ход вещей в этом мире.
И новый друг скажет: «Меня не волнует, как ты называешь Это. Мы говорим Бог. Но как бы ты это не называл, тебе лучше вверить себя в Его руки. Просто признай, что ты побежден, и скажи: “Вот он я, (Господи). Позаботься об этом за меня”. Новичок, как правило, соглашается посетить одну из еженедельных встреч выше упомянутого “Движения”.
Он встретит там двадцать пять или тридцать бывших пьяниц, приятно проводящих вечер в чьем-либо доме. Никто не читает проповеди. Беседа либо веселая и непринужденная, либо серьезная в зависимости от преобладающего настроения собравшихся. Новый кандидат не может не заметить: «Эти люди — бывшие пьяницы. И только посмотри на них сейчас! Они точно чем-то обладают. Все это довольно странно, но чтобы это ни было, я хочу получить то, что есть у них».
Любой из членов продолжает работать с ним изо дня в день. И происходит чудо! Но позвольте мне привести здесь пример — я сидел в тихой комнате с г-ном Б., крепко сбитым человеком лет пятидесяти с довольно суровым, умным лицом.
«Я расскажу Вам, что произошло год тому назад, — начал он. — Я был конченым человеком. В финансовом плане у меня все было в порядке, потому что мои деньги находятся в целевом фонде. Но я был пьяницей худшего сорта. Моя семья сходила с ума от моих непрекращающихся кутежей”.
«Я прошел курс лечения в Нью-Йорке”. (В больнице, которую мы уже упоминали). «Когда я выписывался из нее, врач предложил мне пойти на одну из тех встреч, что проводили ребята. Я просто рассмеялся. Мой отец был атеистом и приучил меня быть таким же. Но доктор продолжал говорить, что это ни в коем случае не повредит мне, и я согласился».
«Я сидел и слушал ту болтовню. Вообще ничего не понимал. Я пошел домой. Но на следующей неделе я почувствовал, что-то меня тянет на ту встречу. И снова они работали со мной, но я все качал головой. Я сказал: «Кажется, с вами все в порядке, ребята, но я даже не понимаю, на каком языке вы говорите. Я ухожу”. «Кто-то прочитал молитву Господу, и встреча закрылась. Я прошел три квартала по направлению к метро. И, как только я собирался спуститься по лестнице, вдруг — бум!» Он громко щелкнул пальцами. «Это случилось! Мне не нравится слово чудо, но это все, что приходит мне на ум. Огни на улице, казалось, вспыхнули ярче. Мои ноги, как будто, оторвались от тротуара. Какая-то дрожь пробежала через меня, и я разразился слезами”.
«Я вернулся в дом, где мы встретились ранее, и позвонил. Билл впустил меня. Мы проговорили до 2 ночи. Я не выпил ни капли с тех пор, и помог еще четырем ребятам встать на тот же путь”. Врач, будучи нерелигиозным человеком, был поначалу совершенно поражен результатами, которые стали наблюдаться среди его пациентов. Но позже он стал применять свои знания в области психиатрии и психологии на практике.
В этих людях происходили психологические изменения. Их так называемый «невроз навязчивых состояний» видоизменялся — перенаправлялся с алкоголя на что-то другое. Их психологическая потребность выпить заменялась на психологическую потребность спасать своих товарищей по несчастью. Эта идея не нова. Это мощное и эффективное переосмысление старой идеи. Мы все знаем, что алкоголик испытывает настойчивое желание поделиться с кем-то своими проблемами. Психоаналитики целесообразно используют этот порыв. Они говорят алкоголику приблизительно следующее: «Вы не можете решить эту проблему самостоятельно. Отдайте ее мне — перепоручите мне свою проблему целиком и позвольте мне нести всю ответственность”. Но психоаналитик, будучи всего лишь человеком, зачастую не настолько велик, чтобы справиться с этой работой. Пациент просто не может развить в себе достаточно доверия к нему. Зато пациент может полностью довериться Богу, как только он прошел через мистический опыт признания Его существования. На этом принципе зиждется успех Фонда Алкоголиков.
Медики, в общем, считают этот принцип разумным. «Анонимные Алкоголики» сконсолидировали свою деятельность в сообществе под названием Фонд Алкоголиков. Это некоммерческая организация. Никто, связанный с ней, не получает ни копейки. И это не “крестовый поход” против пьянства. Сообщество не осуждает ни потребление алкогольных напитков, ни ликероводочную промышленность. Их единственная забота — спасение алкоголиков, небольшая часть населения, страдающая аллергией. Их обязательно нужно лечить либо они погибнут. Сообщество не проповедует никакой религии, не устанавливает догм, не имеет правил. Каждый человек воспринимает Бога таким, каким Он предстает в его сознании.
Группы появились и в других городах. Дела Фонда управляются тремя членами движения и четырьмя видными бизнесменами и профессионалами, не алкоголиками, которые добровольно предложили свои услуги. Недавно Фонд опубликовал книгу под названием “Анонимные Алкоголики”. И если алкоголизм является проблемой в вашей семье или среди ваших друзей, я искренне рекомендую вам приобрести копию этой книги. Она может очень сильно помочь вам направить больного человека, страдающего аллергией на алкоголь, на путь к здоровью и благополучию.